Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Слово » глиптика» пришло в русский язык из греческого. В дословном переводе оно означает — » выдалбливать» или » вырезать». Таким образом, искусство глиптики подразумевает собой резьбу на поделочных, полудрагоценных и драгоценных камнях.

Глиптика является одним из древнейших видов декоративно — прикладного искусства, которое требовало от мастеров специальных знаний и высокого уровня исполнения. Минералы с вырезанными на них изображениями называются геммами. Их издавна использовали в качестве ювелирных украшений, печатей, а также талисманов и оберегов.

Виды гемм

Существует два вида гемм, которые отличаются особенностями техники исполнения:

  • Инталии — геммы с углубленным изображением.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Инталия с изображением Эроса

  • Камеи — драгоценные или полудрагоценные камни с выпуклым, рельефным изображением.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

Различие между инталиями и камеями заключается еще и в том, что инталии получаются однотонными, а камеи — многоцветными и колоритными. И те, и другие виды гемм используются с глубокой древности для изготовления печатей, ювелирных украшений, а также декоративных деталей для дизайна интерьера.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Камеи

Особенности изготовления гемм

Инталии и камеи выполняются как на мягких видах камней, так и на минералах высокой степени твердости. Все виды камней обрабатывались вручную или с помощью несложных станков с вращающимися резцами. Среди мягких видов камней можно назвать следующие, которые являются наиболее популярными среди мастеров:

  • Стеатит — этот минерал, по сути, представляет собой разновидность плотного талька. Стеатит имеет еще и многие другие названия: восковой камень, ледяной камень, талькохлорит, туликиви ( что на финском означает » горячий камень»), мыльный камень и жировик.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Стеатитовые печати — инталии

  • Гематит — это широко распространенный минерал железа, одна из самых главных железных руд. В переводе с греческого название минерала означает » кроваво — красный». В простонародье гематит называется красным железняком.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Брошь » Зеркальная камея» на гематите

  • Серпентин — это научное название минерала, известного в народе как змеевик. Подобное название дано камню за то, варианты егог окраски похожи на расцветку змеиной кожи.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Камея — подвеска » Тюльпаны» из цельного серпентина

Для создания инталий и камей древним мастерам не требовалось слишком сложное оборудование. Достаточно было набора прочных резцов, специального станка и некоторых видов абразивных веществ, которые использовались для нанесения изображения на очень твердые виды минералов, среди которых можно назвать следующие:

  • Агат — является одной из разновидностей кварца, и представляет собой минерал с полосчатой окраской, которая зачастую формируется в рисунок в виде глаза. Из агата получаются очень красивые ювелирные изделия.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Камея — подвеска » Золотая рыбка» из цельного агата

  • Сердолик — представляет собой одну из разновидностей халцедона. Минерал может иметь оранжевую, желто — коричневую, ярко — желтую, оранжево — красную и розово — красную окраску.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Камея из сердолика » Зачарованный замок»

  • Гранат — относится  к группе минералов  и представляет собой прозрачные, очень красивые камни темного и кроваво — красного цвета — альмадины и пиропы.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Кольцо с камеей на агате

  • Халцедон — представляет собой одну из разновидностей кварца. Полупрозрачный минерал может быть окрашен в различные цвета, и при этом каждый минерал называется по — своему: красный — сердолик, коричнево — красный — сардер,  зеленоватый — хризопраз, голубой — сапфирин, матовый темно — зеленый с красными полосками — гелиотроп.

Камея на халцедоне

  • Горный хрусталь — является чистым диоксидом кремния природного происхождения. Из — за абсолютной прозрачности и высоких декоративных свойств минерала его с давних пор используют для производства ювелирных изделий и предметов роскоши. В настоящее время для изготовления камей и инталий может использоваться также обычный, искусственный хрусталь или специально обработанное стекло.

Прозрачная камея в хрустале

  • Сардоникс — представляет собой разновидность известного минерала оникса. Сардоникс характеризуется окраской с чередующимися слоями красновато — бурого и белого цветов.

Камея на сардониксе

Для работы с этими минералами абразивы использовались потому, что обычный металлический инструмент не годился для их обработки, так как он не мог даже поцарапать их поверхности.

Кроме этого, камеи и инталии могут быть выполнены на слоновой кости, обработанном стекле или мраморе.

Камея » Девушка» на мраморе

Таким образом, глиптика представляет собой искусство резьбы на драгоценных, полудрагоценных и поделочных камнях. Это одно из древнейших видов искусств, которое берет свои истоки с давних времен.

Многие образцы рельефных изображений на минералах сохранились до наших дней, потому что исключительная прочность материала делала их поистине вечными произведениями искусства, на которые время практически не оказывает своего разрушающего воздействия.

Инталия » Прелесть»

Инталии в виде печатей делать было достаточно сложно, потому что изображенный на них сюжет или рисунок должен был выступать в обратном, зеркальном виде. К тому же, изделия были, как правило, очень маленького размера, поэтому мастер мог заниматься изготовлением одной инталии долгое время.

Инталия на янтаре

 Глиптика древнейших времен

Мастерство резьбы по камню было известно еще египтянам и ассирийцам. Изяществом и необыкновенной красотой поражают воображение геммы Древнего Египта, Шумера, Вавилона и Ассирии.

Древнейшие произведения глиптики, созданные в Междуречье и Египте, относятся к IV тысячелетию до нашей эры, что свидетельствует о высоком уровне развития ремесел в этих государствах. Главным образом это были печати — инталии, оттиски которых представляют собой композиции на мифические темы.

Египетские инталии

Известны и более древние произведения глиптики. Это знаменитые геммы Урарту, созданные в IX — VII столетиях до нашей эры. Известны также иранские геммы, изготовление которых датируется VI — V веками до нашей эры.

Печати Древнего Египта обычно имели форму священного жука — скарабея. На их нижней стороне вырезались иероглифы или изображения мифических персонажей. А вот на геммах Крита ( III — II тысячелетие до нашей эры) впервые появились портретные изображения людей.

Своего расцвета искусство глиптики достигло в Древней Греции и Древнем Риме.Именно здесь были созданы уникальные образцы изделий из драгоценных и полудрагоценных камней, которые и на сегодняшний день удивляют своим изяществом и тонкостью работы.

Греческие геммы часто имели заимствованную из Египта форму скарабеев. В V — IV  веках до нашей эры сложились формы античной глиптики, которые принято называть классическими. На геммах того времени изображались фигуры богов и героев, животных и птиц, а также популярные сцены из мифологии.

До IV века до нашей эры было широко распространено изготовление инталий — своеобразной разновидности гемм, которые давали на оттисках в мягком воске или пластичной глине выпуклые зеркальные изображения.

И только древнегреческие мастера впервые освоили искусство изготовления резных рельефных камей, которые стали настоящими произведениями живописи в камне.

В эпоху эллинизма искусство глиптики процветает не только в материковой части древнегреческого государства, но и на отдельных островах — Кипре, Самосе, Хиосе, Мелосе, а также в ионийских городах.

Мастерски выполненные греческими резчиками по камню прекрасные камеи прежде всего использовались в качестве ювелирных украшений.

Браслет с камеей

В этот период  в моду вошли камеи из многослойного полудрагоценного камня сардоникса. Эти изделия зачастую достигали значительных размеров. Поэтому подобные картины в камне вполне могли использоваться для украшения интерьера жилых помещений.

Камея в интерьере

При дворцах монархов чрезвычайную популярность приобрела портретная глиптика, отдельные образцы которой сохранились до наших дней и приобрели всемирную известность. В их числе можно назвать камею с изображением правителя Египта — царя Птолемея II.

Камея с изображением Птолемея II.

Также широкую известность во всем мире получила » Камея Гонзага», на которую были нанесены рельефные изображения царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои II.

Данное произведение резного искусства было выполнено в III веке до нашей эры. На сегодняшний день камея хранится в России, в музейной коллекции Эрмитажа.

Камея Гонзага выполнена из трехслойного сардоникса, и представляет собой парный портрет царственных супругов, которые по своему происхождению являлись братом и сестрой.

Камея Гонзага с изображением Птолемея II и Арсинои II. Изделие выполнено в III веке до нашей эры в Александрии Египетской

Огромный интерес своим художественным исполнением вызывает камея императора Константина, выполненная из сардоникса в IV веке нашей эры. На сегодняшний день это уникальное произведение находится в музейной экспозиции Эрмитажа.

Камея императора Константина

Тематика сюжетов, изображенных древнейшими мастерами, разнообразна и охватывает различные сферы жизни. В инталиях и камеях можно видеть отражение духовного и материального мира наших предков, их религиозные верования, развитие культуры и важнейшие политические события, а также изображения известных людей того времени.

Прекрасный облик великого полководца Александра Македонского тоже запечатлен в камее удивительной красоты.  В настоящий момент уникальное изделие находится  в Парижском кабинете медалей.

Камея с портретным изображением Александра Македонского

Известные мастера искусства глиптики

Практически каждый исторический период имел своих замечательных мастеров глиптики. В Древнем Риме творили знаменитые греки Агатоп, Солон и Диоскурид. В средние века искусство глиптики развивалось в Византии, на Ближнем Востоке и в Китае.

В Западной Европе глиптика возродилась в эпоху Ренессанса, ведущая роль в которой принадлежала итальянским мастерам. Среди них можно назвать Беллини, Якопо да Треццо, которые не только копировали античные образцы, но и создавали портреты современников.

Последний расцвет искусства глиптики наблюдался в период с XVIII по начало XIX веков, в эпоху классицизма. В ту пору все говорили о мастерстве итальянских резчиков Пихлеров. В Германии был знаменитый резчик Наттер, а во Франции — Жак Юэ.

В России самыми знаменитыми резчиками этого времени были Есаков, Шилов и Доброхотов. В XIX веке искусство глиптики снова пришло в упадок, хотя произведениями древних мастеров люди продолжали любоваться и восторгаться.

Однако наступивший XXI век внес свои коррективы, и резьба на драгоценных камнях снова стала популярным видом искусства. В частности, камеи и инталии в наши дни очень популярны в ювелирных украшениях.

Читайте также:  Камень петерсит: свойства, применение (браслет), магия и значение ястребиного глаза, кому подходит по знаку зодиака

Камеи на брошах

Современные резчики по камню в своем искусстве нисколько не уступают древнейшим мастерам — напротив, в их арсенале появились многие современные инструменты и технологии, которые во многом облегчают процесс обработки камня, и нанесения на него самых тонких и изящных изображений.

Кольцо с инталией

Источник: http://design-fly.ru/iskusstvo/rezba-na-kamne.html

Резьба по камню: идеи для творчества начинающего мастера

Резьба по камню – одна из разновидностей искусства ваяния. Этот вид творчества требует особого терпения и особой усидчивости, в связи с тем, что камень – непредсказуемый материал и ему довольно сложно придать требуемую форму из-за высокой плотности.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением) Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

История каменного дела

Особое распространение этот вид искусства получил в древнем Китае. Секреты резьбы по камню тщательно хранятся китайскими мастерами, и только им известно, как выполнить на булыжнике тончайшие узоры.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

Нефрит считался бесценным материалом для резьбы, из него делали императорские регалии, знаки особого отличия.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

В скором времени возникла художественная резьба. Из камней стали вырезаться предметы личного обихода для дома, ювелирные украшения, различные флаконы, статуэтки и фигурки, книги.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением) Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

Позднее искусство резьбы по камню распространилось на другие империи и популярно по сегодняшний день. Появились разные виды.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением) Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

В России хорошо известна борнуковская (нижегородская) резьба:

Прочтите это:  Уроки резьбы по дереву: с чего начать работу

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

Советы для новичков

Если вы решили приобщиться к резьбе по камню, то предлагаем ознакомиться с некоторыми особенностями работы для начинающих.

Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

Первым делом, перед началом работы необходимо правильно выбрать камень. Если у вас мало опыта в резьбе и небольшой набор инструментов, самым лучшим материалом станет стеатит. Он легко поддается обработке, для этого не требуется прикладывать больших усилий.

Но имейте в виду, что некоторые разновидности мыльного камня содержат абсент, длительное вдыхание которого представляет опасность для здоровья.

  • Наилучшим соотношением податливость/износостойкость обладает алебастр или известняк.

Избегайте камней твердых пород (гранита, мрамора). Для их обработки пригодно только специальное оборудование, своими руками сделать из них что-нибудь довольно сложно.

  1. По размеру камень должен превосходить предполагаемый результат резьбы.

Проверьте камень на наличие трещин. Так как это природный материал, избежать изъянов полностью не получится, но лучше, чтобы их было минимальное количество. Это понизит риск раскола камня при работе.

Необходимые инструменты

Итак, материал выбран. Теперь необходимо подготовить инструменты.

Имейте в виду, что при работе обязательно нужно использовать пылезащитную маску. Наилучшим вариантом защиты дыхательных путей будет респиратор. Чтобы уменьшить количество пыли, перед началом резьбы смочите камень водой. Также, во избежание попадания кусочков камня в глаза, надевайте защитные очки.

Не забудьте про перчатки. Приобретите хорошие молоток, долота и напильник.

Молоток должен иметь две плоские поверхности. Таким гораздо легче наносить частые удары по зубилу. Самым главным долотом является плоское долото, с металлической поверхностью с обеих поверхностей. Зубчатое долото — не обязательный инструмент, но он может значительно облегчить процесс выпиливания тонких деталей.

Финишный вид изделию придается напильником. Камень выбран, защитные средства готовы, инструменты найдены. Следующий шаг – эскиз изделия. Далее нанесите эскиз мелом на сам камень. Отмечайте линии на всех сторонах камня. Помните, что изделие будет трехмерным.

Прочтите это:  Резьба по дереву лобзиком: шаблоны, фото для начинающих

Переходим к процессу

  • Теперь, держа молоток в ведущей руке, а долото в свободной, можно начать аккуратно обрабатывать камень, технология не доставит много хлопот.
  • Высекайте в середине камня, а не по периферии.
  • Долотом работайте параллельно трещинам, а не перпендикулярно им.
  • Окончательные штрихи изделию нанесите при помощи напильника.
  • Отполируйте готовое изделие наждачной бумагой.
  • Ваше небольшое произведение искусства готово!
  • Из камней можно сделать множество интересных поделок:
  • подсвечник из натурального камня;

    Видео по теме статьи

    • Обязательно посмотрите уникальную видео-подборку о резьбе по камню (есть мастер-класс резьбы по малахиту, интересный фильм о резьбе по драгоценному камню):

    Источник: https://knittochka.ru/rezba/rezba-po-kamnyu.html

    Резьба по камню

    Человек с ранних веков хотел обустроить мир вокруг себя под личные нужды. Первые попытки подчинить себе камень – каменный век, во время которого изготавливались инструменты из этого прочного материала.

    Позже из него начали строить жилища, использовать и в декоративных целях, ну а самое раннее и известнейшее творение древности из камня – египетские пирамиды.

    Для резьбы по камню существует множество инструментов, мы расскажем и покажем самые популярные из них!

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Кроме обыкновенной породы существуют еще драгоценные и полудрагоценные камни, отличающиеся своей красотой и редкостью. У большинства женщин есть украшения из изумрудов, рубинов, агатов или ограненных алмазов – бриллиантов. Натуральную красоту можно подчеркнуть оправой или полировкой, но помимо этого существует целое направление – резьба по камню.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Прежде всего, следует разобраться с целями подобного занятия. Можно обрабатывать камень в строительных целях, например, вырезать и шлифовать гранит для создания и облицовки зданий вокзалов, университетов или просто домов. А можно заниматься ювелирной, художественной резкой по драгоценным камням.

    Многие люди видели в интернете и даже в книгах различные поделки из камня в виде зверей, рыб, птиц. Уникальные творения, которые сложно с чем-либо спутать, принадлежат барнуковским мастерам.

    А ведь село Барнуково когда-то славилось переработкой и добычей строительного гипса – алебастра.

    Позже из добываемого там же цветного камня стали производить известные на весь мир статуэтки и предметы быта.

    Изучаем резьбу по камню: от инструментов до популярных техник

    В зависимости от вида и цели обработки этого материала, существуют различные инструменты. В резьбе по горной породе помогут кувалда, кирка, отбойный молоток, болгарка с алмазными дисками, киянки, стамески и прочее.

    Они нужны, главным образом, для придания формы породе.

    Если же речь идет о ювелирной работе, то пригодятся следующие орудия: скарпель для гравировки, чертилка для создания прямых линий, ручные и электрические фрезы для придания формы заготовке, кривые и прямые напильники и прочие мелкие вспомогательные инструменты.

    Для начинающих подойдет максимально мягкая порода камня. Стеатит, мыльный, восковой камень, талькохлорит – это все названия одного и того же камня, – очень мягкий и податливый материал для работы.

    По нему можно вырезать даже более твердым камнем или подручными инструментами.

    Для работы с ним не требуется большого количества инструментов, приобрести его можно в специализированных строительных или художественных магазинах, а также заказать в интернете на многочисленных ресурсах.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Если отсутствует возможность приобрести стеатит, можно также выбрать алебастр. Он бывает разных цветов; немного тверже первого, но все же отличный материал, с ним легко работать, он легок и прочен.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    С твердыми породами лучше не работать новичку. Для них понадобится много сложных специальных инструментов, процесс получится трудоемкий, а результат, возможно, не оправдает ожиданий.

    Размер заготовки должен быть больше будущего изделия. Это логично, ведь в процессе работы от цельного бруска отрезаются части для придания формы. Лучше взять брусок намного больше, чтобы был запас, который необходим новичку для уверенной работы.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)Выбор подходящей структуры камня для работы.

    Помимо материала и размера болванки для вырезания, важно правильно выбрать структуру камня.

    Важно, чтобы имеющиеся трещины не были большими или проходящими через весь камень, ведь в противном случае велика вероятность раскола во время работы.

    Однако, если это и произошло, не следует расстраиваться: отколовшуюся деталь можно приклеить на эпоксидную смолу, которая продается в строительных отделах.

    При вырезании ювелирных украшений или декораций для интерьера важно помнить об осторожности:

    • Инструменты должны быть острыми и прочными, чтобы они не сломались во время работы.
    • Защитные очки использовать обязательно, так как пыль и осколки от камня могут повредить глаза. Лучше иметь запасную пару, так как они могут быстро поцарапаться и прийти в негодность.
    • Необходимо во время работы надевать маску или респиратор, чтобы не вдыхать тяжелую и вредную пыль
    • При работе с большими глыбами лучше использовать специальные защитные перчатки во избежания травм рук и натирания мозолей. Если изделие готовится небольшое, то достаточно простых садовых перчаток.
    • С большим куском породы лучше работать вне дома или обеспечить хорошую вентиляцию
    • Удобно держать камень во время работы на мешке из плотной ткани с песком или кошачьим наполнителем: так глыба будет держаться в нужном положении, при этом легко поворачиваясь под руку мастера.

    Во время резки по камню своими руками очень важно соблюдать технологию:

    • Определить направление трещин у камня. Подобно волокну дерева, камень тоже имеет направление, по которому лучше высекать. В таком случае получатся более ровные срезы и уменьшается возможность того, что инструмент поведет не в ту сторону
    • Изобразить на бумаге будущее изделие. Многим помогает не просто нарисовать, а вылепить из пластилина или другого материала, в таком случае появится лучшее представление об объеме.
    • Не следует начинать со сложных форм, чтобы не разочароваться в себе и этом мастерстве. Принцип постепенности при обучении говорит о постижении от более простого к более сложному
    • При высечении фигуры из породы следует вести долото от краев к центру. Так меньше вероятность ненужных сколов. Долото при этом следует держать под острым углом к камню, иначе будут не срезаться куски, а выбиваться дырки.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Подборка видео и мастер-классов по теме статьи

    Источник: https://sdelala-sama.ru/podelki/1081-rezba-po-kamnyu.html

    Что из себя представляет настоящая резьба по камню?

    Приветствуем, друзья! Тяга к прекрасному у человека заложена от природы.

    Нам мало окружить себя комфортными и функциональными вещами, мы стремимся к эстетическому наслаждению и это стремление делает нас людьми.

    Читайте также:  Минерал галенит: формула, твердость, применение камня, месторождения, история происхождения, свойства, совместимость со знаками зодиака, цена

    Является ли резьба по камню в вашем понимании тем самым прекрасным, к которому хочется быть как можно ближе? Знаем точно, что как один из старейших видов искусства, это занятие не оставит равнодушными.

    Резьба по камню: как все начиналось?

    О том, что с камнем можно проводить интересные манипуляции, человеку стало известно много тысяч лет назад. Люди старались использовать камни в обиходе, придавая им удобную форму.

    Так возникли первые орудие труда, приспособления для охоты и даже украшения.

    Со временем резьба по камню стала разнообразней, люди научились использовать навыки по работе с камнем для улучшения повседневной жизни, как с практической, так и с эстетической стороны.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Интересен тот факт, что в резьбе по камню как ремесле, каждый может найти для себя, реализовать творческий потенциал и неплохо заработать своими руками. У кого-то получаются изысканные статуи для интерьерного дизайна, а кто-то преуспевает в огранке драгоценных камней.

    Узнайте также об истории резьбы по кости.

    Этапы резьбы

    Любой резчик по камню знает, что проект начинается с эскиза и резьба не исключение. Эскиз появляется на бумаге, затем перевоплощается в небольшую модель из глины или пластилина для оценки соблюдения пропорций. Если вы только пробуете себя в новом деле, начните с абстрактных форм, не уделяя внимания деталям. Мелкие элементы — это сложно и получаться они начнут лишь со временем.

    Работу с камнем начинают с придания ему нужной формы. Используя молоток, инструментом работают по направлению от центра к краю для снижения вероятности появления случайных сколов. Очень важно не забывать работать параллельно образующимся трещинам.

    Последние штрихи легко наносятся напильником, шлифование выполняется обычной наждачной бумагой. Неровности фигуры и асимметрию легко исправить дополнительными инструментами, срезая и подравнивая.

    Из камня можно вырезать как простые поделки, так и настоящие произведения искусства — все зависит от мастерства, терпения, усидчивости и творческого видения.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Вариация резьбы: работа с кирпичом

    Интересный вариант обработки камня — отделка кирпича. Для работ подходит напильник любого размера и формы. Особенно эффектно получается, если работать с инструментом с алмазным напылением. Ему поддаются любые поверхности камней, а результат превосходит ожидания даже у начинающих мастеров. Работать с алмазным инструментом несложно и быстро. Обработка кирпича бывает нескольких видов:

    1. Обжигающим инструментом. Камень нагревают до 1000 градусов по Цельсию. В результате обработки плавится верхний слой с сохранением структуры.
    2. Царапание. В процессе воздействие происходит на фактуру кирпича, на поверхности образуются царапины. Рисунки получаются интересными и необычными. Такой способ обработки — самый популярный и эффектный.
    3. Отполированное зеркало — еще один вариант отделки кирпича. С наружной стороны поверхность становится гладкой как зеркало, сам же рисунок гармонично дополняет картину слегка размытыми линиями.
    4. С применением кислоты. Самый необычный вариант воздействия на камень. Характеризуется нанесением на раскаленную плиту кислоты с непродолжительным выжиганием.
    5. Природная текстура — кирпичу придают вид массивного природного камня, который ничем не отличается от обычного булыжника.
    6. Симметричные неровности — обработка позволяет придать кирпичу вид обычной скалы с помощью подручных инструментов.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Все это простые виды отделки камня для незамысловатых поделок и дизайнов. Но есть и другая сторона медали — художественная резьба. Это уже искусство.

    Художественная резьба и виды

    С минимальными опытом и навыками добиться создания художественных шедевров из камня непросто. Резьба по камню — мастерство, оттачиваемое годами. Опытные мастера способны вдохнуть жизнь в огромную глыбу, придать ей сходство с человеком, животным, вырезать из нее целый сюжет с несколькими действующими лицами.

    В России пользуется популярностью борнуковская резьба. Это один из самобытных и уникальных способов обработки камня, не имеющий аналогов. Его отличает анималистический стиль и объемность фигур. Чаще за основу берут природный алебастр, голубой или розовый ангидрид, монокристаллический гладкий гипс.

    Для остальных видов резьбы по камню часто выбирают как мягкие, податливые породы, так и твердые.

    • Самый мягкий камень — стеатит. Его еще называют мыльным из-за особенностей структуры. Порода настолько гибкая, что при нажатии на нее остаются отпечатки пальцев. Важно подбирать образцы стеатита без включений асбеста, опасного для здоровья.
    • Алебастр — лучший камень для резьбы, особенно для начинающих. Его второе название «строительный гипс» говорит само за себя. Порода пластична, удобна в обработке и достаточно прочная. Работа с алебастром доставляет сплошное удовольствие.
    • Еще один вариант — известняк. Так же, как и алебастр, он удобен в обработке, подходит для начинающих мастеров. Единственный минус — скудность оттенков, ограничивающих возможности для развития творческого потенциала.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Мало знать, как называются камни, подходящие для резьбы. Важно понимать, какие тонкости использования каждого из них.

    Например, стеатит, представленный обычно в серых, черных и зеленых цветах не требует специальной подготовки и подастся обработке с минимальным набором инструментов.

    В то же время, его суперэластичость — серьезный недостаток для создания небольших фигурок с обилием мелких деталей.

    Известняк для работы нужно выбирать только тот, что поддается шлифовке, а строительный гипс — лучший вариант для отработки навыков с минимальным набором инструментов, доступный по цене и приятный в использовании.

    Из сложных для работы материалов, подходящих для опытных скульпторов, выделяют мрамор и гранит. Эти породы подходят для реализации масштабных задач, требуют определенного опыта, мастерства, терпения и инструментов. Над одним проектом мастера трудятся годами, работая только над отдельными деталями беспрерывно на протяжении 4-5 дней.

    Какие инструменты понадобятся

    Как только получится выбрать подходящий материал для работы, стоит перейти к вопросу о наборе инструментов. Если вы начинающий мастер и пока не знаете с чего начать, советуем сформировать универсальный комплект, в который будут входить:

    • мягкий молоток — вес до 900 г;
    • плоское или зубчатое долото;
    • напильники для работы с разными деталями и площадями;
    • мешок с сыпучими наполнителями для подложки;
    • защитные средства (перчатки, маска, очки);
    • пульверизатор с водой для уменьшения пыли во время работ;

    Кроме того понадобятся шаблоны, трафареты и правильное освещение, если работы проводятся в помещении.

    Резьба по мрамору — где используется

    Мрамор для скульптора, как полотно для художника. Это самый желанный и обожаемый камень. Его используют для создания художественных шедевров, активно применяют в архитектуре. Уникальность мрамора в его природной грации, красоте и прочности, с годами лишь усиливающимися.

    Мраморные изваяния не просто долговечны, они бессмертны. Важно, что технические характеристики породы не ограничивают возможностей ее обработки разными методами. Мраморные плиты шлифуют, накаливают, кристаллизуют и полируют. При желании породу искусственно старят и конечно же, популярна резьба по мрамору.

    Мраморные изделия с изящной резьбой привносят в атмосферу грации и королевской роскоши. Чего только стоят мраморные солидные и прочные ступени, балюстрады или массивный резной камин.

    Отдельная история — мраморные скульптуры. Иметь такую в собственном саду — роскошь и счастье.

    Изящные фигурки животных, героев сказок и мифов, античные девы и эльфы станут яркими акцентами в оформлении ландшафтного дизайна.

    Активно пользуются техникой резьбы по камню и мастера прикладного искусства. Камнерезы используют нефрит и яшму, горный хрусталь и кораллы, аметист и бирюзу, а также другие яркие, отличные по свойствам камни для создания миниатюрных шедевров, таких как раковина с художественной резьбой, например, цветных фигурок птиц и животных.

    Если вы только начинаете осваивать мастерство резьбы по камню, уже имеете какой-либо опыт и даже фото готовых работ — поделитесь постом с друзьями в соцсетях для обсуждения!

    Команда ЛюбиКамни

    Источник: https://lubikamni.ru/obrabotka/rezba-po-kamnyu.html

    Разновидности резьбы по камню

    Существует определённое количество видов резьбы по камню, и конечно выбор резки всегда зависит от самого результата, который хочет получить резчик. Этот промысел берёт начало с глубокой древности, не теряет актуальности и в современное время.
    Можно сделать обзор некоторых видов резьбы.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Глиптика

    Для такого вида резки, используются только драгоценные камни. Этот приём является довольно трудным по технике, из-за того, что мастера должны выбирать твёрдые драгоценные породы, а изображения на них вырезаются довольно крошечные. Так как стиль, в основном, применяли для создания печатей. Нужно было ещё и уметь сделать точную зеркальную копию изображения.

    Но сложности в исполнении, не помешали глиптике сыграть большую роль в развитии искусства.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Гемма

    Эта резьба может выполняться на любом камне, а рисунок должен быть как выпуклым, так и вырезанным внутрь. Развиваться этот вид резьбы начал, когда в Древнем Египте и Вавилоне, его стали активно использовать для создания таких украшений, как амулеты и медальоны. А получила свою популярность гемма, в Древнем Риме.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Инталия

    Это вырезанный внутрь рисунок, исполненный на прозрачных или полупрозрачных драгоценных камнях. Такое требование к минералу потребовалось, чтобы воочию оценить искусство резчика. Минералы, оформленные данной техникой, вставляли в перстни и кольца.

    Естественно, что чаще всего такие украшения производились для благородных персон.

    Камея

    Рельефное изображение на драгоценных камнях. Зарождение разновидности началось в Древнем Египте, но не было сильно усовершенствовано, и работы являлись простыми.

    Мастера из Греции развили этот вид резьбы, они выполняли тяжёлые рисунки на твёрдых драгоценных породах, которые было довольно сложно выбрать.

    Важным требованием к камню, являлось уже природное наличие рисунка, которое подправлял резчик.

    Главное, чтобы после работы было сложно понять, является ли минерал таким от природы или тут замешана рука мастера. Камеи могли быть использованы, как печати, амулеты или просто предметы декора в доме.

    Резьба по камню (глиптика): мастера, инструменты, технология своими руками для начинающих, виды художественного искусства (с выпуклым изображением)

    Со временем развития искусства резьбы по камню, на камеях начали появляться портреты людей, силуэты животных и природа. Очень мало работ прошлых веков сохранилось в наше время, но некоторые из них до сих пор украшают музеи.

    Читайте также:  Камень серафинит (клинохлор): свойства и значение, магия, где добывают и кому подходит минерал по знаку зодиака, украшения и цена

    Это лишь основная часть видов резьбы по камню, чаще всего, именно эти разновидности используют резчики при работе.

    Несмотря на то что множество инструментов облегчают работу современным мастерам, данный вид искусства продолжает развиваться и сейчас, но в настоящее время чаще оценивают мастерство, нежели породу минерала.

    Мастер-класс резьбы по дереву для начинающих

    Источник: https://RedSol.ru/rezba/raznovidnosti-rezby-po-kamnyu

    Galamosaic. Мастерская мозаики

    Резьба по камню – один из самых сложных видов декоративно прикладного искусства. Существует несколько его разновидностей.

    Натуральный камень используется для выполнения самых разных декоративных и ювелирных изделий, а также при оформлении интерьеров и экстерьеров.

    Кроме того, этот материал применяют для изготовления предметов искусства, в основном статуй и бюстов.

    Разновидности резьбы по камню

    В настоящее время существуют следующие разновидности резьбы по камню:

    Скульптура. Этот вид произведения искусства отличается тем, что имеет трехмерную, объемную форму. Таким образом, выполняется «круглая» или полная скульптура.

    Высокий рельеф. При изготовлении изделий детали узора выделяются более выпукло за счет дополнительного подрезания материала по контуру. • Низкорельефная резьба или гравировка. Чаще всего эта разновидность используется при декорировании интерьеров или фасадов. Наиболее сложной в исполнении является, конечно же, скульптура.

    Особенности технологии

    При резьбе и гравировании удаление лишнего материала осуществляется с помощью абразивов. Черновая же формовка выполняется с использованием мощных пил. Мягкий камень хорошо поддается обработке обычными ножовками или ювелирными лобзиками. Для работы с твердыми материалами используют алмазные пилы. Углубления в камне делают мелкими вращающимися инструментами, миниатюрными пилами, абразивными головками. Большинство из них можно приобрести в специализированных магазинах. Однако многие мастера предпочитают изготавливать инструментарий самостоятельно. Для выравнивания поверхностей используют деревянные или кожаные круги, а также свободные абразивы. Кругами выполняют и полировку. При этом используются различные полироли. Изготовление резных каменных изделий начинается, конечно, с выполнения эскиза. Для узоров свободной формы модель не так важна. Однако при вырезании из камня фигур животных или людей она необходима. Обычно модель имеет те же размеры, что и будущее готовое изделие в том случае, если из камня задумано выполнить скульптуру. Изготавливается она обычно из глины. Для плоских рельефов рисуется эскиз на бумаге. На кусок сырья кладут плотный лист и обводят контур пригодной для обработки части материала, при этом обходят разного рода дефектные места – трещины, сколы и т.д. Потом выполняется обрезка по получившемуся контуру ножницами. Вырезанный из плотного листа шаблон накладывают на бумагу и обводят контур. Далее уже на этой бумаге выполняют эскиз будущего рисунка. После этого мастер приступает собственно к вырезанию изображения на материале. Эскиз при этом не переносится на камень, а просто все время находится перед глазами.

    История резьбы по камню

    Резьба по камню использовалась для оформления предметов быта и изготовления декоративных изделий на всех этапах истории материальной культуры всех народов. Постепенно с ростом потребности общества в разного рода каменных изделиях развивались методики, совершенствовался инструмент и детализировались формы, использовались новые материалы. Первичные навыки обработки камня сложились еще в эпоху палеолита. В этот период в основном использовалось простейшее скалывание. В эпоху неолита были придуманы простейшие пилы и сверла. Шлифовка готовых изделий производилась древним человеком простейшими абразивами. В бронзовом веке были разработаны первые методики глиптики – миниатюрной резьбы по камню. В античные времена для резки по камню использовались железные инструменты. Первые цеха по изготовлению резных каменных изделий возникли в Средневековье. Мастера обычно вырезали эксклюзивные изделия по заказам знати. В эпоху Возрождения резьба по камню достигает своего наивысшего расцвета. Камень используется для изготовления дорогих ювелирных изделий, декоративных ваз, чаш, предметов быта. При этом подобное оформление сочетается с отделкой эмалью и драгоценными камнями. Для широкого потребителя резные каменные изделия становятся доступными, начиная с XVII века. В это время данный вид обработки приобретает мелкосерийный характер. В XVIII веке традиции тонкой и богатой резьбы сохраняются в основном в мастерских, обслуживающих королевские и папские дворы. В XIX веке камнерезное искусство окончательно становится массовым. Мастера используют зачастую простейшие приемы обработки камня. В моду входит флорентийская мозаика. Одной из отраслей ювелирного искусства становится изготовление камей и инталий. Высокие традиции резьбы по камню сохраняются лишь в изготовлении скульптуры.

    В первой половине XX века искусство резьбы по камню как самостоятельная отрасль не развивается. Вновь интерес к ней возникает только в 60-х годах. В СССР подобные изделия изготавливались на 16 предприятиях. Ведущим при этом было Свердловское производственное объединение.

    ДПИ > Художественная резьба > Резьба по камню

    Источник: http://galamosaic.ru/ru/mediateka/detail.php?id=734

    Глиптика — резьба по драгоценным камням

    Красивые самоцветы всегда привлекали людей. Их подвергали различным обработкам, чтобы получить действительно уникальные украшения.

    В результате огранки на свет появлялись удивительные кристаллы, поражающие своим блеском. Но мастера-ювелиры изобретали и другие способы придания особенных форм камню.

    Таким древнейшим искусством является глиптика – процесс создания резных узоров на поверхности минерала.

    Древнее искусство обработки камня

    Глиптика – это искусство, которое заключается в нанесении резного рисунка на различные самоцветы. Используя различные техники, мастера создают настоящие шедевры, которые становятся частью дорогих и уникальных украшений. Популярный в наши дни, этот способ работы с минералами берет свое начало не одно тысячелетие назад.

    Родиной глиптики считается Месопотамия, где еще в четвертом веке до новой эры стали создавать изображения, используя такую технику. Месопотамской глиптике были свойственны изображения животных, которые вырезались на различных породах.

    Чаще всего использовали сердолик, халцедон, горный хрусталь. Такие изделия использовались жрецами в различных ритуалах.

    Украшали драгоценные камни изображением фараонов и в Древнем Египте, следуя четким правилам нанесения на поверхность рисунков с такими важными особами.

    На Востоке в древние времена больше внимания уделяли созданию небольших скульптур. Однако и китайские мастера прониклись интересом к ювелирной резьбе и стали создавать замысловатые узоры.

    А возросшая добыча драгоценных кристаллов в Индии и распространение культуры их обработки на западные территории, позволили и европейским мастерам освоить непростое искусство украшения различными сюжетами натуральных минералов.

    Гемма – красота из камня

    Во времена античности мастера создавали очень точные рисунки на камнях с множеством мелких деталей. Часто на округлых геммах изображали сцены из мифов и преданий. А со временем такая технология стала основой для производства печатей, которые должны были оставлять уникальный оттиск на воске или сургуче.

    Для своих произведений ювелиры использовали не только «мягкие» минералы, но и породы, которые отличались высокой твердостью. Вырезать нужные изображения стоило большого умения и сил.

    Поверхность подвергалась шлифовке, применялся абразив и специальные приспособления-резцы для нанесения контуров. Сочетая различные про твердости и зернистости материалы, мастера добивались невероятной реалистичности рисунка, передающего различные эффекты и фактуры.

    Со временем появились специальные станки, благодаря которым стало легче обрабатывать даже очень твердые минералы.

    Известные исторические личности очень любили такие резные изделия из камня. Римский император Цезарь владел перстнем с изображением богини Венеры. Поклонницей гемм была и Екатерина II, украшения которой сейчас находятся в Эрмитаже.

    Утонченными изображениями, выполненными на самоцветах, украшали свои символы власти и статуса и правители Востока. В первой половине прошлого века подобные изделия были популярны у людей искусства. И сейчас интерес к таким украшениям возвращается вновь.

    Красивые камни с рисунком используют не только в ювелирных изделиях, но и для декорирования предметов гардероба и аксессуаров.

    Сначала была инталия

    Начав наносить рисунки на поверхность камней, мастера стали стремиться сделать эти изображения более объемными, как бы погружая их внутрь самоцвета. Так была изобретена техника создания инталий, или погружных рельефных рисунков. Ювелиры древности проводили не один месяц за кропотливым процессом создания миниатюрных шедевров.

    Знать быстро оценила красоту таких изделий. Правители, богачи и другие представители аристократических кругов стремились обзавестись роскошными перстнями.

    Запросы стремительно возрастали, и мастерам приходилось создавать целые картины на поверхности камня, которые бы увековечили различные знаковые события из жизни заказчика.

    Мужчины использовали перстни с инталиями как печати, а женщины предпочитали красивые медальоны или броши.

    И если сначала для подобных изделий использовались драгоценные и полудрагоценные камни, то со временем материалом для инталии стало служить стекло и даже ракушки.

    Усовершенствование инструментов тоже повлияло на широкое распространение инталий, которые обрели особую популярность в девятнадцатом веке. Были придуманы и реверсные изображения, которые нужно было рассматривать с противоположной стороны.

    Чтобы резной рисунок заиграл новыми красками, стали использовать различные цветные подложки.

    Камея: утонченность и изящество

    Постигнув искусство инталии, древние мастера стали экспериментировать с камнем и создали изображение, которые отличались выпуклым рельефом.

    Камеи быстро стали популярны, поражая своей красотой и идеальными формами. Невероятно смотрелись камеи, которые были выполнены из минералов, отличающихся наличием разноцветных слоев (агат, сардоникс).

    Плавный переход оттенков позволял показать игру света.

    И если инталии отличались миниатюрными размерами, то камеи удавалось вырезать на более крупных камнях. Их использовали не только для ювелирных украшений, ими стали украшать кубки, вазы, музыкальные инструменты и многое другое. Были созданы целые мастерские, которые создавали только камеи, вырезая на камне различные сценки и портреты.

    Сложность в обработке натуральных минералов и непредсказуемость разнообразной цветовой палитры различных слоев делали работу мастеров действительно трудной. Приходилось разрабатывать новые абразивные материалы и более совершенные инструменты. Камея стала настоящей живописью на камне. Оправленные металлом эти изящные изделия и сейчас вызывают восторг у ценителей прекрасного.

    Источник: https://Karatto.ru/raznoe/gliptika.html

    Ссылка на основную публикацию